О любви уже написано море литературы, все же мы попытаемся внести в это море и свою каплю, поскольку тема весьма актуальна для всех времен и народов.
Что такое любовь? Любовь – это жизнь.
Что такое жизнь? Жизнь – это любовь. Любовь и жизнь - это имена Божии (1 Ин. 4, 8.16; 5,20; Ин. 11,25; 14,6), а потому имеют одну сущность.
Многие пытаются дать определение любви, найти универсальную «формулу любви». Современные ученые проводят магнитную томографию мозга и различные психологические тесты с целью понять, что такое любовь. Однако все эти попытки тщетны, ведь нельзя объять необъятное. Любовь относится к первопричинам бытия, а первопричины определений не имеют, как не имеет определения Бог. Поэтому все, что мы можем сказать о любви это только то, как она проявляется, ее некоторые характерные черты.

  1. Этимология

 

Русское слово «любовь» включает в себя довольно много значений. Поэтому прибегнем к помощи греческого языка, в котором для каждого оттенка смысла имеется специальный термин. Приведем некоторые греческие термины, которые переводятся на русский язык как «любовь», и примеры их употребления .
Αγάπη (Агапи) – 1) глубокое душевное сочувствие; 2) преданность, верность; 3) сильная привязанность; 4) склонность к чему-либо; 5) посвящение себя кому-либо или чему-либо;
Φιλία (Филия) – дружба, т. е. взаимная любовь (Αγάπη) между двумя или более людьми, которая не имеет отношения ни к родственным узам ни к плотскому влечению. Дружба - это взаимопочитание и поддержка друг друга; Происходит от глагола φιλέω, φιλώ = любить, целовать;
Έρωτας (Эротас) – 1) чрезвычайно сильная любовь (агапи) или желание; 2) посвящение себя какому-либо идеалу; 3) сильное влечение одного лица к другому; 4) отношения между влюбленными; 5) плотская любовная страсть, то же самое обозначает и термин Αμόρε (аморэ);
Φιλότης (Филотис) – 1) как Αγάπη, Φιλία; 2) эротическое вожделение;
Στοργή (Сторги) – 1) горячая любовь; 2) сильная привязанность (например между матерью и ребенком); 3) нежность, заботливость;

Συμπάθεια (Симпатия) - соучастие в чужой печали, сочувствие, сострадание, жалость;

  1. Раскрытие терминов в Православной традиции

 

Αγάπη (Агапи). Это важнейший термин для обозначения любви, он чаще других встречается в речах Господа нашего Iисуса Хрiста, апостола Павла, пророка Давида (Псалтирь). Именно термин Αγάπη употребляется в заповедях Господних и молитвах. Это самое существенное и важнейшее, что хочет Бог от человека. На любви Αγάπη к Богу и ближнему весь закон и пророки висят (греч. όλος ο νόμος και οι προφήται κρέμανται) (Мф. 22, 40). Иными словами любовь Αγάπη к Богу и ближнему есть основа и утверждение всей духовной жизни. На ней, как на неком скелете «висят» все остальные заповеди Господни. Как тело без скелета не дееспособно и никуда не годно, так и дела человека, не имеющие в себе ни крупинки любви неугодны в очах Божиих.
Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя (Рим. 13, 9).
Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Гал. 5, 14).
Евангельская заповедь любви:
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34-35).
Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих… Сие заповедаю вам, да любите друг друга (Ин. 15, 9-13.17).
Любовь (Агапи) выражает деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего, без малейшей тени своекорыстия. Если человек поглощен этой любовью, он испытывает некий восторг (έκσταση , έκστασις). Именно любовь (Агапи) является основой всего существующего, она видит ценность в самом объекте любви. Агапи стремится доставить радость и благо другому, не ожидая никакой награды взамен. Агапи – это не снисхождение сильного к слабому, в этой любви человек отказывается и от своих преимуществ и от своего превосходства. Агапи – это любовь всеобъемлющая, совершенная, любовь, без остатка поглощающая того, кто испытывает ее. Тому, кого захватил восторг Агапи, ничто другое в мiре уже не интересно. Ему хочется только любить. Хрiстос любил человечество такой грандиозной всеобъемлющей любовью так, что даже простил Своих распинателей, ввел покаявшегося разбойника в Рай, восстановил в апостольском достоинстве отрекшегося апостола Петра, Павла из гонителя Церкви сделал избранным сосудом Божиим. Подобной же любовью возгорелись сердца учеников и последователей Хрiста, христиан, и вся история человечества пошла по иному руслу. Многие христиане были охвачены всепоглощающей любовью к Богу. Они удалялись в пустыни и в скиты, ибо эта любовь Агапи преображала их до неузнаваемости, заставляя забывать даже о самых естественных нуждах плоти. Они становились святыми отшельниками, отцами-пустынниками. Для нас такая любовь может показаться слишком суровой, может ужаснуть. Любовь всепоглощающая настолько захватывает человека, что все остальное вокруг меркнет и становится незначительным. Святых отцов снедала именно эта Агапи.
Хрiстос, говоря «любите врагов ваших» (Мф. 5, 44; Лк. 6, 27.35), говорил именно о любви Агапи (Αγαπάτετουςεχθρούςυμών). Для того, кто не вкусил всепоглощающей любви это кажется невыполнимым. Ибо разум противится любить врагов, любить людей, которые причиняют зло и по справедливости заслуживают немилосердного наказания. Но Агапи превосходит логику и рассудок. Это чувство, которое заполняет человека всего до последней клеточки, обращая в прах любое желание мщения и воздаяния злом за зло. Любовь (Αγάπη) не делает ближнему зла (Рим. 13, 10) ни в каком случае.
Агапи может выражаться разными способами. Один из них ведет к уединению и заставляет посвятить жизнь исключительно созерцанию и молитве. Другой, проявляется через внешнюю деятельность, – это связь с другими людьми, воодушевление, восторг, самозабвение, осознание священного смысла, заключенного в работе на благо ближнего.
Когда мы любим, когда всеми силами души веруем в Победившего мiр, то ощущаем себя сильнее мiра, и нас охватывает спокойствие, проистекающее от непреложной уверенности в том, что ничто на свете не способно одолеть нашу веру. Силой любви многие совершали великие дела, и потом сами удивлялись тому, на что оказались способны.
Простая искренняя любовь обычно свойственна детям. Когда Iисус Хрiстос говорил, что Царствие Небесное принадлежит детям, он имел в виду эту сторону Агапи – простую искреннюю любовь. Для того, чтобы дети приходили к Нему, не нужны были ни чудеса, ни Его мудрость, ни апостолы, ни фарисеи. Они просто приходят к Нему с ликованием, ведомые любовью.

Φιλία. Дружба, т. е. взаимная любовь, тоже нередко упоминается в Священном Писании.
Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь (φιλείς), болен (Ин. 11, 3).
Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил (εφίλει) его (Ин. 11, 35-36).
После трехкратного отречения апостола Петра Господь восстанавливает его в апостольстве трехкратным вопрошением: «Любишь ли ты Меня?»
Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь (αγαπάς) ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю (φιλώ) Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь (αγαπάς) ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю (φιλώ) Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь (φιλείς) ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь (φιλείς) ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю (φιλώ) Тебя (Ин. 21, 15-17).
Апостол Петр все три раза отвечает глаголом φιλώ(носящем смысловой оттенок дружбы, дружественности) и больше всего опечалился в третий раз, когда Хрiстос сказал φιλείς, т. е. как бы спросил: «А ты Мне друг?»

Έρωτας. В смысле отношений между влюбленными этот термин часто употребляется в Ветхозаветной книге Песнь песней. В значениях 1-3 чрезвычайно сильной любви термин έρωταςнередко можно встретить в богослужебных и святоотеческих текстах.
Например в Акафисте Iисусу Сладчайшему (икос 3): ΙησούΈρωςάφραστος (Ιисусе, любы неизреченная).

Συμπάθεια. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны (συμπαθεῖς), братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры (1 Пет. 3, 7-8);
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать (συμπαθῆσαι) нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха (Евр. 4, 15).
В молитве св. Симеона Нового Богослова (7-я в Последовании ко Причащению): «…Но сие паки вем, яко не величество прегрешений, ни грехов множество превосходит Бога моего многое долготерпение и человеколюбие крайнее; но милостию сострастия (ελαίῳ συμπαθείας - милостию сострадания) тепле кающияся, и чистиши и светлиши…»;

  1. Некоторые свойства и проявления любви

 

1. Направленность на другую личность. Одним из основных свойств любви (Αγάπη) является ее направленность на другую личность. Между тремя Ипостасями Бога существует взаимная любовь, и она была причиной сотворения мiра и человека, т. е. Бог создал человека для того, чтобы любить его. Да познает мiр, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мiра. Отче праведный! и мiр Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17, 23-26).
Первозданный Адам имел возможность стать богом по благодати через возрастание в любви к Богу и ближнему (Еве) . Для совершенствования в любви ему была дана простая заповедь (не вкушать от одного дерева в Раю). Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки (1 Ин. 5, 3).
2. Взаимосвязь любви и жизни. Живя в любви, Адам мог бы быть бессмертным, однако преступлением заповеди грех вошел в мiр, и грехом смерть, и так смерть перешла во всех человеков (Рим. 5, 12). Опять видим, что любовь и жизнь тесно взаимосвязаны, а где отсутствие любви – там смерть. В тексте Нового Завета понятия жизни вечной и любви идут рядом, почти как синонимы:
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).
Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Iисусе Хрiсте. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20).
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).
И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16).
Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (1 Ин. 4, 12).
Заповедь Его есть жизнь вечная (Ин. 12, 50).
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34).
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15, 12).
Сие заповедаю вам, да любите друг друга (Ин. 15, 17).

3. Без любви (Αγάπη) даже великие дела человека не имеют никакой ценности.
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1-3).
Также свт. Иоанн Златоуст говорил, что если даешь милостыню с сожалением (без любви), то лучше и не давать. Действительно дела человека имеют пред Богом ценность только тогда, когда в них есть хоть крупинка любви.
4. Любовь исправляет согрешающих.
Кто читает Евангелие и ходит в Церковь, тот хорошо знает притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11-32), ей особо посвящается подготовительная неделя к Великому Посту (перед масленицей). В греческой традиции эта притча называется «О милосердном отце», что лучше передает ее смысл. Главным ее действующим лицом является милосердный отец (иносказателько символизирующий собой Бога). Именно любовь отца побудила блудного сына к покаянию. Он хорошо знал, что отец продолжает любить его несмотря ни на что. Только поэтому блудный сын нашел в себе силы вернуться и покаяться.
Другой, аналогичный пример из Отечника (Еп. Игнатий. Отечник, с. 480. № 83). Некий монах был борим вожделением. Случилось ему прийти в одно из сел Египта. Там он увидел дочь идольского жреца, полюбил ее и предложил отцу отдать ее за него замуж. Жрец отвечал: «Не могу ее отдать за тебя, не спросив моего бога». И, придя к демону, которому он поклонялся, сказал ему: «Некий монах пришел ко мне, хочет жениться на моей дочери, отдать ли ее за него?» Демон отвечал: «Спроси его, отречется ли он от своего Бога, от крещения и от обетов монашества?» Жрец, придя к монаху, сказал ему: «Отрекись от Бога, от крещения, от обетов монашества — и выдам за тебя мою дочь». Монах согласился и тут же увидел, что из его уст как бы выпорхнуло подобие голубя и взлетело на небо. Жрец пошел к демону и сказал ему: «Он исполнил все три условия». Диавол отвечал жрецу: «Не отдавай ему своей дочери в жены, потому что его Бог не отступил еще от него, но и доселе помогает ему». Жрец сказал монаху: «Не могу отдать тебе дочь, потому что Бог твой все еще помогает тебе и не отступил от тебя». Услышав это, брат сказал сам себе: «Я, несчастный, отрекся от Бога, от крещения, от обетов монашества, а Всеблагой Бог до сих пор помогает мне, окаянному! Если Бог оказывает мне такую милость, зачем же мне отступать от Него?» Опомнившись, он пришел к некоему великому старцу и поведал ему о случившемся. Старец сказал ему: «Останься со мной в пещере и пробудь в посте три недели, а я буду молиться Богу за тебя». И подвизался старец за брата, молясь Богу и говоря: «Господи! Умоляю Тебя, даруй мне эту душу и приими ее покаяние». И услышал Бог молитву старца. Когда прошла первая неделя, старец спросил брата, что он видел? Брат ответил: «Я видел голубя стоящим в небесной высоте над моей головой». Старец сказал ему: «Внимай себе и молись Богу усердно». По прошествии второй недели старец опять спросил брата: «Видел ли ты что- либо?» Брат отвечал: «Видел, что голубь спустился ниже к моей голове». Старец сказал ему: «Трезвись и молись». Когда завершилась третья неделя, старец опять спросил: «Еще не видел ли ты чего?» Брат отвечал: «Видел, что голубь спустился и стал над моей головой, я протянул руку, чтобы удержать его, а он вспорхнул и вошел в мои уста». Старец возблагодарил Бога и сказал брату: «Бог принял твое покаяние. С этих пор внимай себе и тщательно заботься о своем спасении». Брат отвечал: «Теперь я пребуду с тобой до смерти». И в этом случае никогда не прекращающаяся любовь Божия помогла согрешившему исправиться.
5. Другие свойства любви (Αγάπη).
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 4-8).
Любовь Божия никогда не перестает и как бы преследует человека всю жизнь: Милость Твоя поженет (καταδιώξει– преследует, гонится за мной) мя вся дни живота моего (Пс. 22, 6) . Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15), - говорит Господь.
Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Хрiсте Iисусе, Господе нашем (Рим. 8, 35-39).

  1. Общие замечания

Люди издревле задавались вопросом «Что в жизни главное, что дает жизненную энергию и силы». Китайцы придумали энергию «цы» и прочую дребедень. На самом деле величайшая непреходящая и вечная ценность – это любовь. Она приводит к обόжению и к жизни вечной. Любовь – это эликсир бессмертия.
В наше время по причине умножения беззаконий во многих оскудела любовь, и как следствие, стремительно возросло количество самоубийств. Кажется парадоксальным тот факт, что самый высокий уровень самоубийств в развитых странах: Германии, Швеции и Японии. Япония занимает первое место в мiре среди развитых стран по числу самоубийств на сто тысяч человек. Не менее серьезная проблема с самоубийствами и в США. Так, согласно правительственному исследованию, более 8-ми миллионов американцев каждый год всерьез подумывают о том, чтобы покончить с собой. Ежегодно самоубийством оканчивают свою жизнь 32.000 жителей США. Причем наиболее склонны к самоубийству молодые люди в возрасте от 18-ти до 25-ти лет. Современная психология и медицина оказываются совершенно беспомощны перед возрастающей волной самоубийств в развитых странах. А причина проста и кроется в принятой гедонистической концепции. С детства людей воспитывают в духе эгоизма, говоря: «Бери от жизни все, живи только ради чувственных удовольствий, живи только для себя». Всеобщая зацикленность на эгоизме – основная причина самоубийств. Самоубийство - это самый настоящий эгоизм . Эгоизм представляет собой «короткое замыкание» любви на себя, искажает и разрушает подлинную любовь. Онтологически, по существу, любовь всегда направлена на другую личность или объект.
Ничто, кроме любви, не способно восстановить хрупкую гармонию отношений человека с самим собой и подарить ему важность жизни и ее смысл. А без смысла жизни человеку просто незачем существовать. Сколько поколений людей ищут смысл жизни и не находят. Смысл жизни в любви, проявляющейся в делах на благо ближнего! Нет ничего лучшего, как делать доброе в жизни своей (Еккл. 3, 12). Поэтому многие богатые люди, эгоистично живущие только для себя, в итоге кончают жизнь самоубийством, а кто занимается благотворительностью, полон жизни и духовной радости.
Однако все чаще в современном мiре люди преуспевают во зле и не понимают смысла любви и как она должна выражаться. Само понятие термина «любовь» для многих размыто и неопределенно. Любовь путают с разными другими душевными переживаниями, происходит подмена понятий. Рассмотрим для примера семейные отношения. В Библии довольно часто в качестве примера любви приводятся метафоры и образы отношений жениха и невесты. Всегда в таких случаях употребляется термин Агапи. В современном же обществе зачастую считается, что супруги любят друг друга, когда они живут более-менее мирно, не ссорясь постоянно, как говорится «ладят» друг с другом. На самом деле они просто живут «культурно», как бы заключают между собой контракт терпеть друг друга, стараться не ссориться и т.д., но это все относится к бытовой этике и бесконечно далеко от Таинства, от любви онтологической, о которой говорилось выше. Разница между светской этикой и любовью Агапи такая же, как разница в способности плавать между лягушкой и дельфином. «Культурной» любви люди учатся в лучшем случае у мамы и папы (если есть хороший пример), из литературы или из кино, она есть земная, душевная. А любовь Агапи, нисходит свыше, - это совсем другое, это великое Таинство и научиться ей можно ТОЛЬКО от Самого Хрiста (Мф. 11, 29), а Его почти никто не ищет.
Господь наш Iисус Хрiстос не для того пришел, чтобы сотворить множество чудес, насытить всех голодных и исцелить всех больных. Он сделал гораздо большее. Потомкам падшего Адама Он дал возможность стать жителями Рая и наследниками жизни вечной через соблюдение заповеди о любви (Ин. 13, 34-35; Ин. 15, 9-13.17). В Новом Завете заповедь о любви, необходимость ее и различные проявления присутствуют на каждой станице, явно или в контексте.
Золотоискатели тщательно промывают и просеивают песок, выбирая золотые крупинки, а иногда и слитки, все же остальное выбрасывают вон. Так и все земные дела человека во время Второго Пришествия Iисуса Хрiста превратятся в труху, из которой мгновенно будут выбраны только крупинки или слитки дел любви. Каждый человек будет оценен-«взвешен» по количеству этого золота любви (ср. 1 Цар. 2, 3; Дан. 5, 27). Не будет забыто ни одно даже самое малое доброе дело. Если кто напоит странника только чашей холодной воды, не потеряет награды своей (Мф. 10, 42). Спешите делать добро. Даже крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные.
А потому достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных (1 Кор. 14, 1), чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Хрiстову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3, 18-19). Аминь.


Были использованы следующие словари (в электронном виде): [1] Программа Alpha. Древнегреческо-русский словарь. Это электронная версия древнегреческо-русского словаря И. Х. Дворецкого (под ред. С. И. Соболевского). Разработчик: Сергей Гурин, Россия, Томск. [2] Μείζον Ελληνικό Λεξικό (Tegopoulos-Fitrakis).

Термин «έκσταση, έκστασις» - экстаз (употребляется в Псалтири и Деяниях апостольских), в славянском переводе «исступление, ужас», означает погружение духа в напряженное созерцание, величайшее восхищение, изумление, восторг.

Нас интересует изначальное хрiстианское употребление этого термина, и не будем обращать внимание на то, что в современном мiре многие хрiстианские термины извращены и превратно понимаются (например «эрос» сведен исключительно к инстинкту кролика).

Заметим также, что эгоизм (любовь к себе) это не любовь, а ее «короткое замыкание» на себя, искажение ее природы. Как короткое замыкание разрушает приборы, так и эгоизм разрушает душу человека.

Этот стих из псалма взят в качестве прокимна на вечерне во вторник (Τοέλεόςσου, Κύριε, καταδιώξειμεπάσαςταςημέραςτηςζωήςμου).

Исключение - самоубийство для спасения чьей-то жизни.

Греч. διώκετε, т. е. буквально «гонитесь» за любовью.