Таинство Евхаристии - истинная пища.

Употребление и значение вина в евхаристии трапеза, как религиозный обряд.

 Евхаристия, установленная во время Тайной вечери и есть обряд вкушения пищи. С древнейших времен, особенно в семитском мире, человек признавал священное значение за пищей, даруемой по щедрости божества и дающей жизнь. Хлеб, вода, вино, плоды и т. д. - все это блага, за которые люди благодарят и благословляют Бога. А сама же трапеза имеет религиозное значение, ибо общая трапеза устанавливает между сотрапезниками и Богом - священные узы.

"Взгляд на принятие пищи, или трапезы, как на богослужение, восходит к ветхозаветной церкви. Там один из видов жертвы заканчивалось трапезой из ее остатков, которое ус 1 роя л ось в самом храме, на внешнем дворе его, где для этой цели были особые комнаты, и даже кухни. И у древних христиан едва не каждая трапеза была евхаристическою".1

"13 иредновозаветную эпоху молитвенные трапезы в не храма стали одним из важнейших обычаев иудейства. Они сопровождались чтением Библии и беседами о вере. Главной частью ритуала было благословение хлеба и вина, а также благодарственная молитва".'

Выражение у иудеев "плод виноградный" (Мф.26,29; Мр. 14,25) обозначает вино, которое употребляют во время богослужебных празднеств, например при пасхатьной трапезе и по случаю начала субботы.3

Оно должно сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом (Втор. 14,26).

"В первый век апостольского богослужения христиане совершали преломление хлеба и питие вина. Эти трапезы на основании заповеди Христа: "сие творите в мое воспоминание" без сомнения, с самого же начала получили богослужебное значение. Они заключали в себе воспоминание о смерти Господней и признании жертвенной цены за этой смертью".4

Эти грапезы в первых веках христианства, достигали состояния объедения и пьянства, они назывались "агапами". "Климент Александрийский, восставая в своем "Педагоге"

1  Скабаланович М проф Толковый типикон В.2. Гл.1. М, 1995 С 45

2  Мснь А прот Православное богослужение, таинство слов и образ М, 1991 С 31-32.

' Фритц Ринекер, Герхард Майер Библейская Энциклопедия Брокгауза СНп51ПсЬе УеМавБЬисЬЬапфипв КайегЪогп 1999 С 144

4 Скабаланович М проф Толковый типикон В 1 С 18

Против неумеренности вкушения пищи на агапах, дает, чуть ли не полный список кушаний, принятых на агапах. Перечень блюд на агапе объясняет нам, почему ныне на вечерни при благословении хлебов, которые, несомненно, являются ритуальным остатком агапы, благословляется не только хлеб, но и вино, пшеница и елей, хотя последние два продукта не вкушаются в церкви и вообще остаются без употребления. В древности эти продукты шли на трапезу агапы".1

"Заменив собою агапу, вечерня должна доставить молящимся и трапезу, хотя бы такую, какую позволяет святость храма. Это делается в том виде, что молящимся предлагаются благословенные хлеб и вино, вместе с коими благословляются (как бы для завтрашней трапезы) елей и пшеница. С этою целью подготавливается стол с пятью хлебами, от которых едим на трапезе, а также блюдо, полное вина самого хорошего, пшеницу

Л

зрелую и елей".

В библейском откровении пища и трапеза выражают то , что Бог дает жизнь своему народу. Манна и перепела в книге Исход. Вода, которая потекла из скалы Хорива (Пс. 77,20-29), - эти символические ветхозаветные дары: "и все ели одну и туже духовную пищу" (1 Кор. 10,3), прообразы истинного дара, исходящего из уст Божиих: "не хлебом будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф.4,4), слова истинного хлеба, сошедшего с небес.

Прообразы эти исполняются в Иисусе. Он есть "хлеб жизни", сначала, Своим словом, открывающим вечную жизнь для верующих: "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий" (Ин.6,27), а затем Своей Плотью и Кровью, данным в пишу и питие: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную" (Ин.6,54).

Церковный устав относительно пищи а в особенности пития, даже в субботу первой седмицы Великого поста, разрешает употребление вина: "на трапезе вино же испиваем по красоволю/ ради святаго"4 А в само воскресенье в праздник Торжества Православия, даже увеличивается количество вина: " Аще же прилунится, пием вино, уставленное в славу Божью, по две чаши. Такожде и в вечер по две".5 Такое употребление вина в Великом посте объясняется тем, чтобы облегчить подвиг, в

1Скабалановия М проф Толковый типикон. В. 2. М., 1995. С. 77.

2Там же. С.43.

3Красоволя или красовуля - чаша для пития, употребляется в монастырях греческих, которая полфунта и более вместить может напитка. (Дьяченко Г. свящ. Полный церковнославянский словарь. М„ 1899. С. 268).

"Триодь постная. М„ 2000. С. 143.

5 Там же. С. 152.

который вступают христиане, и вместе с этим возблагодарить Бога за помощь в этом подвиге.

ПРОСКОМИДИЯ. ВЕЩЕСТВО И ЦВЕТ ВИНА ДЛЯ

ЕВХАРИСТИИ

Проскомидия - греческое слово. Происходит от греческого глагола (сошсо, соппго) - забота о чем нибуть, несу, приношу; и префикса (рго) - означает заранее действие. Проскомидия (рговсогшсН) - приношение, получило название от того, что древние верующие, исполняющие Божию заповедь: "да не явишися пред Господом Твоим тощ" (Исх.23,15), приходя на богослужение, приносили с собой хлеб, вино, елей, свечи, ладан - необходимые при богослужении.1

В Новозаветней церкви христиане приносили хлеб и вино для совершения безкровной жертвы. "С богословской точки зрения, самым примечательным в проскомидии является ее чин, состоящий в некоем символическом жертвоприношении. Приготовление евхаристического хлеба совершается как заклание Агнца, вливание вина в чашу, как излияние крови и воды из ребр распятого Христа".

"Хлеб и вино берутся потому, что Бог знает человеческую немощь, ибо в большинстве случаев она с досадой отвращается от того, что сделано не согласно с обычаем. Поэтому, проявляя Свое обычное снисхождение, Он чрез то, что близко естеству, совершает то, что выше естества".

"Поелику люди обыкновенно в пищу употребляют хлеб, в питие - воду и вино, Бог с сими веществами соединил Свое Божество и сделал их Своим Телом и Кровью, чтобы через обыкновенное и естественное мы участвовали в выше

„ 4

естественном .

Святой Ириней в книге 4-ой о ересях, глава 17, в словах "хлеб и вино, в Евхаристии возносимые, называет начатками. Об этом архиепископ Николай Кавасила в толковании литургии, в главе 4- ой, говорит так: "Какая причина и какой случай, по которому мы долженствуем приносить Богу начатки жизни, Дары сии? Яко Бог за дары сии жизнь нам воздает. Сам Он повелел приносить хлеб и вино, Сам воздает вместо сих, хлеб животный и чашу жизни вечныя". И в главе 5-ой: "Мы, яко начатки нашея жизни посвящаем Богу Дары сии, сущую пищу человеческую, еюже жизнь телесная составляема бывает. Человеческим бо оное нарицаем, что единому человеку приличествует. А чтобы ясти,

1Л. Д. Проскомидия // Православний вюник. Льв1в. №8. 1950. С.240.

2Шмеман А. прот. Евхаристия таинство царства. Рапк, 1988юС. 131.

3Дамаскин И. Точное изложение Православной веры. М., 1992. кн.IV. 13 гл. С. 221-222.

4Там же. С. 250.

потребно преуготовление хлеба; и чтобы пити, надобно искусство составите вино; и сие собственно есть единому токмо человеку".5 "И подобно тому, как в крещении, потому что у людей есть обычай мыться водою и натирать тело маслом, Он сочетал с елеем и водой благодать Духа, и сделал его (т. е. крещение) "банею пакибытия", так и потому, что люди обычно едят хлеб и пьют воду и вино, Он сочетал с ними Свое Божество".1

"Так принося и полагая на престол хлеб и вино, эти смиренные человеческие дары, нашу земную пищу и питие - мы совершаем древнейшее действие".2

Для совершения таинства Евхаристии должно употреблять вино виноградное, так как на этом именно вине совершил таинство Сам Спаситель (Мф.26,27-29).

"Известие учительное" указывает на то, какое вино надо употреблять на проскомидии: "Вещество Крови Христовой есть вино от плода лознаго, сиесть из гроздов винныя лозы источенное. Подобает сему вину свойственный имети вкус и обоняние, и к питию приемное и чистое быти, несмешанное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия.

Вино же не суть и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени сиесть яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и инии сим подобнии".

Вино должно быть чисто виноградным, без примесей каких бы то ни было ароматов или иных веществ. Оно должно быть чистым, сколько возможно, того требует величие и святость таинства.

С древности мы сохраняем предание о приношении именно чисто виноградного вина, а не чего-либо иного.

"Виноградное вино должно быть красное, дабы внешним видом изображало для чувственных взоров преестественную кровь Спасителя, подаваемую в Евхаристии, тем более что несомненно употребление Спасителем на Тайной вечери вина именно красного цвета, которое было в общем употреблении в Палестине, от чего и называется в Священном Писании "кровию гроздовою", "кровию виноградных ягод (Быт.49,11; Втор.32,14).4 И наша Православная церковь искони употребляла в таинстве Евхаристии красное вино. Хотя в Румынской церкви допускается употребление вина белого цвета,3 но на практике это не применяется. А если говорить о

5 Закон Божий Третья книга о Православной вере Париж, 1953. С 229.

1Настольная книга священнослужителя Т. 6. М , 1988. С.9.

2Шмеман А. прот Евхаристия таинство царства Рап$. 1988 С. 124

3Служебник М„ 1991. С. 511-512

4Булгаков С.В Настольная книга для свяшснно-церковно-служитсля. М.. 1993.4 1 С. 786

5Ыищра §епега1а. Мапиа1 решги 5сттагп 1с 1ео1о{усс. Е<И1ига 1пашши1ш В1Ы1С 51 с1с М1$шпс а В15епсп ОПос!охе Котапе. Висиге^и 1992 Р.394

Римо-Католической церкви, то там употребляется вино белого цвета.

Подражая священнодействию Христову, Православная церковь искони совершала таинство Евхаристии на красном вине, которое внешним своим видом для чувственного взора полнее изображает преестественную Кровь Христа, подаваемую в Евхаристии. Но, не смотря на такие строгие указания относительно вещества для Евхаристии, в нашей церкви были случаи употребления на проскомидии совсем других веществ. Это было во время правления священномученика патриарха Ермогена "Разрешившего в смутное время совершать Евхаристию на вишневом соке, допускали даже приготовление подобного рода Евхаристического вина из изюма и смородины".1

По поводу этого вопроса на Поместном соборе 1917-1918 гг. выступал с докладом профессор Карабинов, который привел этот пример и еще много других примеров, как, например употребление виноградного сока, лимонада, фруктового вина, наиболее дешевого и доступного по цене для приобретения.

Велась бурная дискуссия между сторонниками мнения о употреблении только красного виноградного вина, и сторонниками мнения о употреблении других веществ, но только во время смуты или иных каких либо неприятностях.

"После прекращения работы Собора на основе материалов было подготовлено циркулярное распоряжение Высшего Управления Русской Православной Церкви о том, что по нужде Евхаристию можно совершать "на ржаном хлебе за неимением пшеничной муки и на некоторых ягодных соках, за отсутствием виноградного вина"".2

1Карабинов И. А. проф. О Евхаристическом хлебе и вине // Богослужебные указания на 2002 год. М„ 2001. С.684.

2Там же. С. 686.

УПОТРЕБЛЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВИНА В ЕВХАРИСТИИ

Евхаристия (от греческого во/аршна) - благодарение, название одного из главнейших таинств. Совершается оно на главном христианском богослужении - литургии. В этом таинстве хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христа Спасителя.

"Христос, как Архиерей вечный по чину Мелхиседекову, священство которого состояло в приношении хлеба и вина: через сии виды, - как бо го мудрствует святой Киприан, - священник Мелхиседек, желая преподать Аврааму законное благословение, предначертал образ жертвоприношения Христова, установленное на хлебе и вине, так и теперь Господь, Который есть исполнение закона и пророков, исполняя и дополняя истину предначертанного образа, привел его в совершение, показав, что вознес хлеб и чашу, растворенную вином". 1

После вечери Спаситель, возблагодарив Бога, приял чашу с вином (Лк.22,20). Этой чашей Он установил и утвердил Новый Завет, или договор, который заключен между человеком и Богом. Он принес весть об отпущении грехов и о наследии вечной жизни, за веру в Него. Этот договор Христос заключил Кровью, как это было в древних (Быт. 15,10; Исх.24,68), некоторые народы пили ее (Иез.39,17-19; Прем. Сол 12,4-5); но не кровью жертвенных животных, а Своею собственною, пролитую на Кресте за наши грехи, дабы мы имели возможность жить вечно. По этой же причине Христос в запечатлении своего Завета, употребил гроздновое вино, то есть виноградное вино, освятив его молитвами в Свою Кровь, принесенными над ним Богу Отцу; повелевает ученикам, вступившим тогда чрез Него в завет с Богом, а в лице их и всем верующим в таинство искупления Его, приобщится от сей спасительной чаши: "пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя" (Мф 26,28), чтобы через то ученить их участными плодов, приобретенных страданиями и смертью Его.

То, что вино употреблялось в Евхаристии, есть много свидетельств. Самые древние свидетельства мы находим в святого Иустина мученика, он говорит: "Когда кончится чтение, настоятель говорит к народу поучительное слово. После чего мы вообще встаем и молимся, и по окончании молитвы, подается хлеб, вино и вода, а настоятель также совершает благодарственные молитвы. Всякий предстоящий приобщается также того, над, чем совершено благодарение, отсутствующим же посылается чрез диаконов.

' Дмктрисвский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. Ссрафимо-дивссвский монастырь. 1997 С 12

Тертулиан упоминает об этом веществе следующим образом: некоторые не хотели приобщатся святых Таинств в среду и пятницу, дабы вкушением хлеба и питием вина в таинстве причащения не нарушить поста".1

Из этих древнейших указательств мы можем удостоверится в том, что вино употреблялось в Евхаристии всегда.

Об этом свидельствует и священномученик Киприан Карфагенский: "А мы приняли заповедь сохранять предание Господне в приношении чаши Господней и не иное что совершать, как то, что ради совершено первоначально Самим Господом, то есть чашу в Его воспоминание приносить не иначе, как растворяя вином. Христос говорит: Аз есмь лоза истинная (Ин. 15,1). Значит Кровь Христова есть не вода, а вино, и нельзя потому думать, что Кровь, которою мы искуплены и оживотворены, находится в чаше Господней тогда, когда в ней не достает вина (против тех, кто совершал Евхаристию на одной воде), потому что одно вино представляет Кровь Христову, как это можно видеть из прообразов и свидетельств всех Писаний. Так первый прообраз сего таинства мы находим в книге Бытия в лице Ноя, в котором будущее страдание Господне предображено тем, что он испи от вина, и упися, и онажися в доме своем, что средний сын его, видя наготу отца своего, изшед вон поведа, и другие два - старший и меньший покрыли наготу его. (Быт.9,21-23).

Предызображали это и многие другие обстоятельства жизни Ноя, но мы считаем излишним исчислять их, находя достаточным указать на важнейшие из них, именно на то, что Ной, представляя собою прообраз будущей истины, пил не воду а вино, и этим предызобразил страдание Господне"'

И далее священномученик продолжает: "Божественное Писание присовокупляет еще следующие слова: Исперет вином жажду свою и кровию гроздия в одеяние свое (Быт.49,11). Что же другое здесь означает кровь гроздия, как не вино чаши Господней Крови? То же самое свидетельствует Дух Святой и у Исаи и касательно страдания Господня, когда говорит: Почто червлены ризы твоя и одежды твоя яко от истоптания точила, полного и утоптанного ногами (Ис.63,2-3). А могут ли сделаться, одежды красны от воды, и кто топчет ногами в точиле и выжимает воду? Значит, здесь говорится о вине с той целью, чтобы обозначить им Кровь Господню и чтобы предсказать через пророков, что после имело открыться в чаше Господней".я

' Ветринский Иродион. Памятники древней христианской церкви или христианские древности СПб., Т.П1. 4.5. Кн.XII. Гл. VII. С. 93, 95

2Киприан Карфагенский свящмуч. К Цецилию о таинстве чаши Господней // Отцы и учители Ш-го века. Т. III. М.. 1996. С. 370

3Там же С. 370.

Поскольку всякая плоть питается и влагой (ибо без сочетания с ней землянистое в нас не может продолжать жизни; как твердой и крепкой пищей подкрепляем твердое в теле, так и влаге доставляем приращение из однородного с ней вещества, которое, перейдя в нас, прелагающей силой обращается в кровь, особенно если у вина позаимствует силу к претворению в теплоту), то потому Богоприемная Плоть Бога Слова в состав Свой приняла и эту часть. И явившееся Слово для того соединилось с бренным естеством человеческим, чтобы общением с Божеством, обожилось и человечество, поэтому по домостроительству благодати посредством плоти сообщает Себя всем уверовавшим, у которых состав из вина и хлеба, срастворяясь с телом их, чтобы единением с бессмертным и человек соделался причастником нетления".1

а) Вино и вода

С этого видно, что древние христиане совершали Таинство на вине растворив водою, а это сочетание то же имеет символическое значение. Об этом продолжает рассуждать Киприан Карфагенский: "И сколь нечестиво, сколь богопротивно делать из вина воду, когда претворение Господом воды в вино на браке должно бы вразумить и наставить нас, что в жертвоприношениях Господних надлежит преимущественно приносить вино! У иудеев не доставало вина, потому что не доставало у них благодати духовной, между тем как дом Израилев был виноградом Господа Саваофа (Ис.5,7). Поэтому, Иисус Христос, желая показать, что язычники вступают в наследие Его и по заслугам веры начинают занимать место, потерянное иудеями через неверие, претворил тогда воду в вино и тем изобразил, что, тогда, как медлили иудеи на брак Христа с Церковью, народ языческий со всех сторон стекался туда и собирался. Так, как Христос понесший на Себе грехи наши, понес всех нас, то ясно что вода означает народ, а вино - Кровь Христа. Смешение в чаше воды с вином показывает союз народа со Христом, верующих с тем, в кого они веруют. Вода и вино после смешения в чаше Господней так неразрывно и тесно соединяются между собою, что не могут отделятся одно от другого. Если бы приносилось одно вино, то Кровь Господня оставалась бы без нас, а если бы приносима была одна вода, то народ оставался бы без Христа. Поэтому - то при освящении чаши Господней нельзя приносить ни одной воды ни одного вина. И потому таинство духовное и небесное совершается только

1 Григорий Нисский//Восточные отцы и учители церкви 1\Чго века М., 1999. Т.Н. С. 1%.

тогда, когда то и другое смешиваются и неразрывно соединяются одно с другим. Таким образом, чашу Господню не составляет ни одна вода ни одно вино, но то и другое вместе, равно как и как и телом Господним не может быть ни одна мука, ни одна вода, но то и другое, соединенное а составе одного хлеба. И здесь таинственно изображается единение народа."1

Соединение воды с вином (храца) употребляется в Церкви с древних времен. В Ветхом Завете сок винограда, как кровь растения, называется "кровию гроздия (Быт.49,11; Втор.32,14), кровь жертвенная и очистительная соединялась с водою (Ев.9,19). Так в Новозаветной Православной Церкви со времен апостольских, по чину, преподанному от Христа и св. апостолов, кровь гроздия соединяется с водою и означает два естества Богочеловека. Постановления апостольские, Ириней, Киприан Ккрфагенский и 6 Вселенский собор растворение вина с водою на проскомидии приписывают Самому Господу, употребившему растворенное вино на Тайной вечери."2 "Вино, смешанное с водой, во исполнение Евангельского повествования о вечери Господней (Мф.26,29; Мр. 14,25), и слов евангелиста Иоанна, повествующего, что один из воин копием ребра Ему прободе: и абие изыде кровь и вода (Ин. 19,34). Кроме Священного Писания, об Евхарестическом вине, смешанным с водой, говорят Отцы Церкви. Иустин Мученик в своей апологии повествует: "потом к предстоятелю братии приносится хлеб и чаша с водою и вином" (Апол.2); Киприан Карфагенский утверждает, что "соединение вина с водою изображает соединение Христа с верующими" (Поел. 3 к Цецилию). О вине, смешанном с водой, говорит древняя практика церквей, выраженная в древних литургиях, где в благодарственной молитвы при воспоминании таинства, установленного Иисусом Христом, встречается выражение: "растворив". Только еретики, называемые а^паШ, 2-го века, вливали в чашу одну лишь воду, в следствии ложной мысли, будь то вино происходит от злого духа. Святой Киприан Карфагенский говорит, что и в церквах Африканских был такой обычай, куда такое злоупотребление проникло скорее в следствии невежества и боязливости некоторых священнослужителей, нежели по ложному началу аквариев; он называет подобный обычай изобретением человеческим, новым, противным Евангелию и преданию Господа. Армяне и монофизиты употребляли одно вино, не смешанное с водой, во

1Киприан Карфагенский, свящмуч. К Цецилию о таинстве чаши Господней // Отцы и учителя III века. М„ Т. 3. 1996. С. 373.

2  Дебольский Г.С. прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. Изд."Отчий дом", 1994. С. 233.

имя своего догматического учения о единстве природы в лице Иисуса Христа."1

По этой теме в XIX веке возник спор между крупнейшими западными учеными. Адольф Харнак говорил, что Евхаристия совершалась не на хлебе и вине, а на хлебе и воде. По его словам только позже церковь перешла на вино, ради борьбы с дуализмом и энкратитством.

Но его мнение не встретило поддержки в ученом мире и было опровергнуто.2

Хлеб и вино - это простая человеческая пища, то чем мы поддерживаем жизнь... Но в Евхаристии оно жертва Завета, через которую Христос снова воплощается среди нас. "С тех пор непрестанно священная чаша вознесена над миром, в древних катакомбах и средневековых соборах, в центре огромного города и в лагере смерти, во тьме полярной ночи и сердце пустыни."^

"Для христиан сами хлеб и вино - "вместообразная" (ауитояа) всего спасительного дела, от воплощения до второго пришествия, которые мы предлагаем Отцу как воспоминание - приношение. Еврейское - "гжкагоп" становится "^игс1апа по сирийски, ©оспа по - гречески, по - русски - жертва .""4

б) Канонические постановления по поводу использования вина в Евхаристии

В отношении вина для Евхаристии Восточная Церковь издавна следила за качеством этого продукта. Плохое достоинство его считалось весьма тяжкой провинностью со стороны тех, кто за этим следит.

Каноны Церкви строго говорят об этом вопросе. Третье Апостольское правило: "Аще кто, епископ или пресвитер, вопряки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иныя некоторыя вещи или мед, или млеко, или вместо вина, приготовленный из чего - либо другаго напиток, или некоторыя животныя, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен."

Это правило предписывает не приносить в храм ничего, кроме того, что нам заповедал Сам Иисус Христос, а именно хлеб и вино (Мф.26,26-28; Лк.22,17-20).

Об этом говорит и 28 правило Трульского собора, а 32 правило этого же собора, говорит о латинянах, что они на

1Гавриил, архим. Руководство по литургике или наука о православном богослужении 1998. С. 519.

2Лебедев А.П. проф Богословский Вестник. Февраль 1894. С. 282 - 305.

3Мень А. прот Православное богослужение, слов и образ. М., 1991. С. 33.

4Арранц Михаил О.И. Евхаристия Востока и Запада Рим: Руссикум, 1998. С. 30.

основании слов Иоанна Златоуста, который в толковании на евангелие от Матфея, говорит: "чего ради не воду пил воскресший Господь, но вино? Из этого они выводят, якобы сей учитель отвергает присоединение воды во святом жертвоприношении. Но нет никакого смысла ссылатся на Златоуста в доказательство, что не следует и воду употреблять при Евхаристии. Сам Златоуст предписал совершать Евхаристию на хлебе и вине, смешанном с водою; что этого требует в своих чинах литургии Иаков, первый епископ Иерусалимский и Василий Великий, равно и отцы Карфагенского собора в своем 37 правиле, и наконец, это предание хранится всеми православными церквями вселенной." 1

1 Никодим еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. Изд Троице - Сергиевой Лавры, 1996. Т.1. С. 517

УПОТРЕДЛЕНИЕ ВИНА ПРИ ОСВЯЩЕНИИ ХРАМА

После первого омытия водою, престол поливается не одним красным вином, но и соединенным с розовою водою. Симеон Солунский говорит: " когда вытерт будет престол (после омовения его водою, приносится благовонное вино с розовою водою. Это делается во изображение того божественного мира, которое принесла жена в честь погребения Иисусова, как сказано в Ин. 12,7). Возливая это соединение крестообразно на трапезу, иерарх восклицает: окропиши мя иссопм, и очищуся... и прочии стихи псалма трижды, присоединяя слова к саиоиу действию, во утверждение его и в честь Троицы."1

"Также в знамение того, что на этом жертвеннике, по примеру Мелхиседека, будет приносится вино благовонное по благодати и животворное: ибо во всем божественном принимаются во внимание и пророчества. Возливая их крестообразно на трапезу, иерей возглашает: окропиши мя иссопом и очищуся и так далее, и повторяет их трижды для подтверждения и в честь святой Троицы."

1  Вениамин архим. Новая скрижаль или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и угварях церковных. Т. 2. Ч.З. М, 1992. С. 314.

2  Симеон архиеп Сочинения. СПб., 1856. С. 159.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе предложенного исследования было показано значение вина в разных аспектах нашей жизни; как и обычном смысле, так и религиозном смысле. Но самое главное в этой работе это значение, глубочайший смысл и Божественное прозрение в употреблении в важнейшем таинстве Православной Церкви Евхаристии такого напитка, как вино. Этот напиток удостоился такой высокой чести, что посредством Духа Святого претворяется и истинную Кровь Иисуса Христа. "Учение об изменении сущности хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа в таинстве Евхаристии было и остается постоянною верою Церкви. Хлеб, по освящении, становится телом, а вино - Кровью Христа и такими остаются навсегда по освящении, как до причащения, так и после причащения. Выражением и подтверждением того служит обычай причащаться преждеосвященными дарами"1 Вино в этом отношении очень ценно, но оно имеет и другое качество, такое, как опьянение при излишнем употреблении. Но в Церкви оно всегда было незаменимым веществом при совершении Евхаристии, так ка это установил Сам Иисус Христос на Тайной вечери.

1 Ястребов М.Ф. Таинство Евхаристии. Лекции по догматическому богословии // Труды К ДА. Февраль 1908. С. 159

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1995. Изд. Библейское общество.

2.  Аверкий ей. Четвероевангелие, апостол. М., 2000.

3.   Арранц Михаил О.И. Евхаристия Востока и Запада. Рим; Руссикум, 1998.

4.  Афанасий Алекс, еп. Творения. 4.4. М., 1854.

5.  Безабразов Кассиан еп. Водою и кровью и духом. Толкование на евангелие от Иоанна. Париж, 1996.

6.   Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта архиеп. Болгарского на святое Евангелие. 4.1. Изд. Скит. 1993.

7.  Богдашевский д. Послание св. ап. Павла к Ефесянам. Исагогико- экзегетическое исследование. К., 1904.

8.  Богослужебные указания на 2002 год. М., 2001.

9.  Болгарев П.Т. Виноградарство. Симферополь. 1960.

10.  Булгаков С В. Настольная книга для священно-церковно- служителя. М., 1993.

11.   Венедикт Алентов, иером. Историко-литургическое и археологическое исследование таинства Елеосвящения. Сергиев Посад. 1917.

12.Вениамин архим. Новая скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1992.

13.Ветринский Иродион. Памятники древней христианской церкви или христианские древности. Т.З. СПб.

14.Восточные отцы и учители церкви IV века. М., 1999.

15.  Гавриил архим. Руководство по литургике, или наука о православном богослужении. 1998.

16.Герасимов М.А. Технология вина. М., 1964.

17.Дамаскин И. Точное изложение Православной веры. М., 1992.

18.ДебольскийГ.С. прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. Изд. "Отчий дом", 1994.

19.ДмитриевскийИ. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. Серафимо-дивеевский монастырь, 1997.

20.ЖМП. №4. 1982.

21.ЖМП.№4. 1984.

22.Закон Божий. Третья Книга о Православной вере. Париж, 1953

23.Зигабен Е. Толковая псалтырь. Монреаль, 1986.

24.Иванов Н. прот. И сказал Бог. Клин, 1999.

25.Ириней. Толкование на псалтырь. 4.1. М., 1903.

26.  Кишневич В., Скородумов А. Рассуждение о религии патриархов до закона живших и пользе, и важности церковной истории. СПб., 1807.

27.   Ксавье Леон-дюфура. Словарь Библейского богословия. Брюссель, 1990.

28.Лебедев А.П. проф. Богословский вестник. Февраль. 1894.

29.  Лопухин А.П. Толковая Библия или комментарий на все книги Святого писания В Ветхом и Новом Завете. 2-ое изд. Стокгольм, 1987.

30.Мень А. прот. Православное богослужение, слов и образ. М., 1991.

31.Настольная книга священнослужителя. Т. 6. М., 1988.

32.  Негруль А.М. Виноградарство с основами ампелографии и селекции. М., 1959.

33.  Никодим еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1996.

34.Нюстрем Эрик. Библейский словарь. СПб., 1997.

35.Основные правила производства виноградного вина. М., 1965.

36.Отцы и учители III - го века. Т. 3. М., 1996.

37.  Передш В.Г., Ткач С.М. Юншчш лекцн з внутршшх хвороб. Т.1. К., 1998.

38.Православний вюник. №8. Льв1в, 1950.

39.  Прохоров Л.М. Большая Советская энциклопедия. Т.5. М., 1971.

40.Сафразбекян Р.Н. О виноградолечении. Ялта, 1947.

41.Св. Златоуст И. Беседы на книгу Бытия. Т.1. М., 1993.

42.Св. Златоуст И. Толкование на евангелие от Иоанна Богослова. М., 1993.

43.Скабаланович М., проф. Толковый типикон. М., 1995.

44.  Скворцов Степанов И И. О таинстве святого причащения. М., 1959.

45.Служебник. М., 1991.

46.     Сочинение        блаженного        Симеона архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856.

47.Триодь постная. М., 2000.

48.Труды КДА. Февраль. 1908.

49.Труды КДА. №2. К., 1999.

50.Уваров С. Христианская символика. М., 2001.

51.  Феодорит Кипрский. Еп. Творения. Ч. 3. Изд. 2-ое Сергиев Посад, 1906.

52.Феофан еп. Толкование послания св. Ап. Павла к Ефесянам. М„ 1882.

53.  Фритц Ринекер, Герхард Майер. Библейская Энциклопедия Брокгауза. СЬп51Н1сЬе Уег1а§$ЬисЫ1апсУип§ КаёегЬогп, 1999.

54.   Шанский Н,М., Иванов В.В., Манская ТВ. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.

55.Шварц А.В. Виноградолечение. Симферополь, 1932.

56.Шмеман А. прот. Евхаристия таинство царства. Рап$, 1988.

^ МГ мГ™ 3еттаП1 'е                                                                   Е(Ь'1ига

Висигези, 1992.                           иПС 3 В18епс" ОпоЙохе Котапе

47