О происхождении жертвоприношений есть много мнений. "Некоторые полагают, что закон приносить жертвы есть закон естественный, которого Бог явно не давал человекам; но который Он запечатлел в их сердцах, подобно закону служить Богу, любить наших ближних. Таким образом первые люди приносили богу жертвы потому, что совесть их внушала им сию обязанность".1 Есть и другой взгляд на их происхождение: "Жертвенные обряды появились вместе с религией. Отказываясь от какой то части плодов своего труда, принося их в "дар" Божеству, человек тем самым исповедывал свою зависимость от чего. Однако нельзя выпускать из вида другое, более глубокое значение этих обрядов. В большинстве религий они были органической частью священной трапезы, которая связывала собравшихся между собой. Некая доля пищи предназначалась Божеству в знак того, что оно как бы вошло незримо в круг пирующих... Жертва символизирована духовное единение людей и жажду восстановить утраченную связь с Высшим. Именно по этому в древнем Израиле заключение союза, или завета сопровождалось подобными ритуалами. Закладывая фундамент Ветхозаветной Церкви, Моисей дал ей знамение общности - кровь пасхального агнца. В Иерусалимском храме жертвоприношение сохранило характер культового пиршества. Оно как и обряд Пасхи имело два аспекта: утверждение целостности народа Божия и веру в пребывании с ними Господа".2

Есть много религий в которых происходили и происходят жертвоприношения. А особенно это проявилось в домессиаиские времена в языческих культах, которые поклонялись разным божествам и приносили разные жертвы. Не только животных и растительные плоды приносились в жертвы, но были даже жертвоприношения человеческие. Были случаи, когда в один день приносили в жертву до 50000 человек для умилостивления божества. В основном это были люди, которых брали в плен, а если таковых не доставало для необходимого числа, тогда солдаты отправлялись в поход за новыми "жертвами ". Но были культы с более рациональным мышлением, не прибегавшим к человеческим жертвоприношениям. Так, например, для "древнегреческой богини плодородия в качестве жертвы

1Кишневич В , Скородумов А Рассуждения о религии патриархов до закона живших и о пользе, и важности церковной истории СПб., 1807 С 20

2Мень А прот Православное богослужение, слов и образ М , 1991 С 31.

приносились скот, масло, камни, драгоценные металлы и вино, - так как это результат урожая, который дает эти плоды".1

Вино от Бога как и все плоды земные, потому оно и употребляется в жертвоприношениях. Уже в древнем святилище Силома вино приносилось в дар: "Взяв три тельца [и хлебы] и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа" (1Цар.1,24), чтобы во время жертвоприношений совершать предписанные, возлияния. Оно, как жертва возлияния2, входит в состав всякой жертвы всесожжения (Исх.29,38 - 41; Ос.9,4; Числ 15, 5-10).

Ежедневное жертвоприношения начиналось с излияния на жертву, потому что оно символизирует радость за то что Бог примет жертву. Вино приносит радость, "веселит Бога и людей" (Суд.9,13).

Вино входит в число начатков, которые полагаются священником (Втор. 18,4; Числ 18,12; 2Пар.31,5), и наконец оно является частью новозаветного жертвоприношения, отменяющего предыдущий обряд. Священникам запрещалось при исполнении служения употреблять вино и крепкие напитки (Лев. 10,8 - 11), чтобы в трезвом виде быть перед народом, и совершать жертвоприношение.

Ветхозаветные жертвы были заменены Новозаветной жертвой Иисуса Христа, Который пострадал за нас и принял крестную смерть, омыв, при этом, Своею Кровью наше греховное естество. Сейчас в Церкви каждый день приносится жертва, но не такая, которая была в Ветхом Завете с пролитием крови, а жертва бескровная, которая имеет больше и выше значение Ветхозаветной жертвы.

'Скворцов Степанов И.И. О таинстве святого причащения М, 1959 С 15

2 "Жертва возлияния" (Быт.35,4) называется соответственно величине хлебной жертвы количество вина возливавшееся на жертвенник при жертве всесожжения (Исх.29,40; Лев 23,18; Числ15, 5-10, Иоил.1, 9,13)

Значение возлияния, вероятно, было то же, что и хлебной жертв, а именно являть приятные Богу плоды святости. Идолопоклонники приносили также возлияния при жертвоприношениях, иногда кровь, которую потом они сами пили (Пс 15,4, Зах 9,7; Ис.57,6; 65,11, Иер.7,18, Иез 20,28). (Нюстрем Эрик. Библейский словарь СПб, 1997 С 139)