Литургическое богословие, это наука, которая охватывает широкий спектр различных тем на разные вопросы, которые включают в себя разъяснение и происхождение богослужения и его структуру. Традиция богослужения, как известно весьма многообразная. Развитие в течении времени христианского богослужения обусловило многообразие форм, нередко зависевших от места и эпохи. К V - ому веку сформировались различные традиции и созданы литургические тексты. Различие касалось не только внешних проявлений (например, языка богослужения), но и ряда существенных вопросов. Тем не менее, можно видеть, что в обрядах богослужения различных церквей немало общего и заимствованного друг от друга. Так например в Румынских источниках мы можем найти разрешение на употребление в таинстве Евхаристии белого вина, хотя на практике это не применяется, а вот Католическая Церковь сознательно употребляет вино белого цвета и не находит в этом ничего плохого. А что касается Православной Церкви на Руси, то здесь употребляется строго вино красного цвета, как символизирующее Кровь Христа Спасителя.

Также наука Литургическое                   богословие своей

обязанностью имеет проследить развитие и историю разных чинов и обрядов, Которые включают в себя обязательное употребление разного вида предметов и веществ, при помощи которых совершается обряд или таинство. Эти предметы и вещества должны присутствовать обязательно, так как они являются неотъемлемым компонентом при совершении священнослужителем определенного обряда или таинства, потому что без них невозможно совершение церковного обряда. Хотя в некоторых случаях вещество может заменятся другим веществом. Так, например, если человек изъявит желание принять Православную веру перед самой своей смертью, то крещение может совершить любой крещенный в лоне Православной церкви любым веществом, даже песком с добавлением слов тайносовершительной формулы. Что же касается Евхаристии, то в этом таинстве необходимыми веществами являются хлеб и вино, которые должны всегда быть неизменными. Хотя в некоторые смутные времена, или во время голода при совершении Евхаристии были случаи употребления вместо вино1радного вина, вино из изюма и даже из других плодов: смородины, ягод и так далее, как это

известно было, во время правления священномученика Ермогена.1

Данная работа имеет целью раскрыть значение употребления вина начиная с повседневной жизни, а это виноделие, выращивание винограда, и его производство в разных странах представленное в таблице; лечение вином, которое применяется в медицине, далее значение вина в культовом смысле, то есть о жертвах возлияния, и наконец о пьянстве, которым и заканчивается первая глава.

Во второй главе мы будем рассматривать символическое значение вина, а в частности, что такое символ и что он выражает? А также значение и символика вина в Ветхом и Новом Завете.

Самая главная и последняя часть, а данной работе посвящена главному таинству Православной Церкви - Евхаристии, а в частности употребление вина в этом таинстве, начиная от проскомидии, на которой приготовляется приношение, то есть вино, и заканчивается каноническими постановлениями об использовании вина в Евхаристии. И еще затрагивается тема об употреблении вина при освящении храма.

Задача работы состоит в изучении и совмещении данных о вине в один научный труд.

1 Карабинов И.А проф О Евхаристическом хлебе и вине // Богослужебные указания на 2002 год, М., 2001. С. 684