Наряду с пшеницей и елеем, вино в Святой земле входит в состав повседневной пищи: " В землю где пшеница, ячмень, виноградные лозы..." (Втор.8,8), "И ты соберешь хлеб твой и вино твое"(Втор. 11,14). Ему свойственно веселить сердце человека: "И вино, которое веселит сердце человека"(Пс.103,15). Поэтому оно является одним из элементов мессианского пира, но также, и прежде всего Евхаристии.

"Виноград используют для еды в свежем и замороженном (без сиропа и в сиропе) виде и как сырье для переработки (вино, шампанское, коньяк, сок, компот, изюм, варенье, маринады, желе и др.)".1

"Из отходов виноделия (выжимок, дрожжей) получают этиловый спирт, уксус, винную кислоту, винный камень, сегнетову соль а из семян техническое масло. Вино и его продукты имеют диетическое значение, и применяется как лечебное средство. До 80% урожая винограда идет на переработку, 5% - на сушку, 15% - употребляется в свежем виде".2

В странах, где все внешние факторы (климат, плодородие земли) способствуют большому урожаю вша, то производство и виноделие стоит на высоком уровне. Одна из таких стран - это Палестина, благословенная плодородная земля, весьма богатая виноградниками, в особом изобилии расположенными на склонах, холмах и на равнинах. Особенно славились виноградниками горы Иудовы (Быт.49, 11), именно окрестности Хеврона, а также виноградники Энгеди: "Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских" (Песн. Песн. 1, 13). Виноградники у евреев были у каждого дома, так что "сидение под виноградной лозой" является приточной характеристикой времен мира и благоденствия при Соломоне:"Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою"(Мих.4,4), "Будете друг друга приглашать под виноград"(3ах.3,10). Обработка винограда была развита очень рано и процветала с древности.

Ною приписывается нахождение виноградной лозы и вина. "И начал Ной человек делатель быти земли, и насади виноград:

1Негруль А. М Виноградарство с основами ампелографии и селекции М., 1959. С 35

2Болгарев П. Т. Виноградарство Симфероп , 1960. С. 28.

и испи от вина, и упися. Это самое выражение "начат", уже показывает, что он положил начало употребления вина и подвергся опьянению по совершенному неведению и по незнанию меры употребления вита".1

"Надобно думать, что оно сотворено еще в самом начале, в шестый день, когда видя Бог вся елика сотворил, и се добро зело (Быт. 1,31), так как Бог, сказано, почи в день седьмой от всех дел своих яже сотвори (Быт.2,2), только не было известно употребление этого растения. Если бы это растение и плод его были известны людям в самом начале, то конечно и Авель, принося жертвы, возлил бы и вино. Но так как тогда еще не знали употребление этого плода, то и не пользовались этим растением. А Ной, предавшись искусству земледелия и занимаясь им с великим усердием, может быть, вкусил и плода виноградного, выжал грозди и сделав вино, употребил его. Но так как он и сам не вкушал его прежде и никого другого не ведал вкушавшим, то, не зная, в какой мере надобно употреблять и как принимать его, по неведению и впал в опьянение".2

Библейское предание подчеркивает одновременно и опасные свойства вина. Будучи признаком благосостояния:"Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и крови гроздов одеяние свое" (Быт.49,11), "И точила твои будут переливаться новым вином"(Прит.З,10), вино является весьма ценным благом делающим жизнь приятной:"Что рубиновая печать в золотом украшении, то благозвучие музыки в пиру за вином"(Сир.32,7), если его употреблять умеренно Умеренной - одно из проявлений внутреннего равновесия человека, которое постоянно проповедуется в книге Мудрости сына Сирахова: "Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно"(Сир.31,31) - самая яркая иллюстрация этого:"Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду, между тем вино, смешанное с водою, сладко и доставляет удовольствие"(2Макк. 15,39). В пастырских посланиях советы умеренности очень часты: "Диаконы также должны быть честны, не пристрастны к вину"(1Тим.З,8), но употребление вина в надлежащих случаях даже советуется: "Впредь пей не одну воду но употребляй немного вина"(1Тим.5,23). Сам Иисус Христос вкушал вино не боясь осуждения: "Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который

1Златоуст И Беседы на книгу Бытия. Т. 1. М., 1993. С 299

2Там же С. 300.

любит есть и пить вино"(Мф.11,19).Человек не придерживающийся умеренности, подвергается различным опасностям. Пророки резко обличают знатных, любящих много пить, потому что они забывают Бога и свою ответственность в отношении угнетаемого и подстрекаемого ко злу народа:" и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих"(Ам.2,8), " "День нашего царя!" говорят князья, разгоряченные до болезни вином"(Ос. 7,5), и подобное в Не.5,11; 28,1; 56,12. Мудрые обращают больше внимания на последствие этих излишеств для самого человека: пьяница обречен на бедность (Прит.21,17), ярость (Сир. 31,35), разврат (Сир. 19,2), несправедливость в словах (Притч.23, 30 - 35). Павел подчеркивает, что пьянство ведет к распутству и вредит жизни Духа в христианстве (Еф.5,18)."'

К вину в разных народах относились по разному. Так, по всей вероятности, "евреи обычно пили вино, смешанное с водой. Древние греки и римляне разбавляли его водой следующим образом: на три части воды одна часть вина, или на пять частей воды две части вина. Смесь считалась очень крепкой и употреблялась только пьяницами. По Талмуду, евреи также разбавляли вино водою. Иногда, увеличивали крепость вина добавлением пряностей (Пс.74,9; Притч.9, 2 -5; Песн. Песн.7,3). Вино приправленное - (Притч.23,30; Ис.65,11). Прежде чем пить вино, его процеживали (Ис.25,6; Мф.23,24). На ряду с вином часто упоминается "шекар" (по - русски сикера) то есть крепкие напитки, различные искусственно приготовленные вина из фиников или ячменя. Вино и сикера запрещается священникам и назореям (Лев. 10,9; Числ.6,3; Щар. 1,15; Притч.20,1; 31,4). "А я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих" (Песн. Песн.8,2) упоминается особый налиток (азис) из гранатовых яблок".2

Вино, это такой продукт, который употребляли не только на пиршествах и праздниках (Быт. 14,18; Ин.2,3), но было обыкновенным пищевым продуктом: поэтому оно часто упоминается вместе с хлебом: "И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином"( Щар. 16,20), "Тогда Авигея поспешно взяла двести хлебов и два меха с вином"(1Цар.25,18). Иеремия описывает, как голодные дети на улице кричат своим матерям:"где хлеб и вино?" (Плач Иер.2,12).

Земля только потому и приносит плоды: хлеб, виноград, потому что она вознаграждает нас за труд; только потому, что

1Ксавье Леон-дюфура Словарь Библейского богословия Брюссель, 1990 С 133.

2Нюстрем Эрик Библейский словарь СПб , 1997 С 65

хлеб и вино каждый день приносится на святой престол при совершении Божественной литургии.