В этом смысле значение вина имеет широкое значение, оно нередко символизирует духовные силы и дарования (Притч 9,2; Не.55,1), но в месте с тем и ослепление или смятение, вызываемые Богом (Иер.25,15). Господь сравнивает свой народ с виноградной лозой (Пс.79,9 - 16; Ос. 10,1), а землю израильтян- с виноградником (Иер.12,10; Мк.12,1 - 9). "Вино таинственно есть свет, жизнь, огонь, вода живая".1 "Вино и его употребление, это суть знак жизни духовной и благодатного общения которое прообразовано Мелхиседеком".2
С религиозной точки зрения символика вина включается в эсхатологический контекст:
а) В Ветхом Завете Быт.9,20 - 23. "Насадил виноградник" (20 ст.). Местность, где Ной насадил виноградник, была "Армения, где по свидетельству Священного Писания, осел Ноев ковчег, считается ботаниками за родину винограда. "И выпил вина и опьянел" (21 ст.). Умеренное употребление винограда и виноградного сока представляет собой прекрасное и здоровое лечебное средство, так что, рассматриваемая с этой точки зрения культура есть полезное и хорошее дело. Но допотопное человечество совершенно не было знакомо с нею и с употреблением вина; в первые со всем этим пришлось познакомится только Ною, и легко могло случится, что он не зная силы и действия вина, выпил его больше, чем бы это следовало, и впал в то состояние, которое здесь указано. Самое выражение "начат" уже показывает, что он положил начало употреблению вина, и подвергся опьянению по совершенному неведению и по незнанию меры употреблению вина. Эти ошибки даже праведников являются лучшим предупреждением для нас против нашей самонадеянности (Кор. 10,12) и наиболее действительным лекарством в тех случаях, когда нами овладевает отчаяние и малодушие в виду нашей греховности (Мер.8,4). Для того и описаны, - говорит Златоуст, - не только добродетели сынов, но и прегрешения их, чтобы мы последних избегали а первым подражали".3
'Настольная книга священнослужителя Т.6. М, 1988 С 35
2Дебольский Г. С. прот Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. Изд. "Отчий дом". 1994. С.229.
3Лопухин А.П Толковая Библия или комментарий на все книги святого писания в Ветхом и Новом Завете 2-ое изд. Стокгольм, Т. 1 1987. С 63
Быт. 14.18 В этом месте название вина употребляется в еврейском - (яйн), а на греческом (снуо<;) это значение слова употребляется без заметного различия, как для восхваления плода виноградной лозы, так и для предостережения от него.
"Вынес хлеб и вино". О Мелхиседеке, который вынес эти плоды, есть различные взгляды. "Не одинаково смотрят и на это его действие - изнесение хлеба и вина: одни видят здесь простую доставку провианта для подкрепления и освежения отряда Авраама; другие усмотряют бескровное
жертвоприношение имеющее ближайшую преобразовательную связь с Новозаветным таинством Евхаристии. Всецело удовлетворится одним последним объяснением не позволяет уже одно то, что дары приносятся не Богу, а человеку (Аврааму), что противоречит основной идеи Божественной жертвы. Но нельзя признать состоятельным и первого объяснения, так как не откуда не видно, чтобы отряд Авраама нуждался в подобном подкреплении. Гораздо естественное и ближе к истине будет то объяснение, что хлеб и вино - это два главных жизненных продукта Палестины, употреблены были здесь Мелхиседеком для выражения его гостиприимства и почтения к Аврааму подобно тому, как и у нас практикуется встреча "с хлебом и солью" для высоких и почетных гостей. Но этим разумеется, нисколько не исключается возможность усматривать в данном историческом факте и известное прообразовагельное значение, указывающее на его связь с Новозаветным таинством Евхаристии".1
Этого мнения придерживается святой Иоанн Златоуст: "Смотри же как чрез почесть, оказанную пагриарху внушается нам некоторая тайна. Изнесе хлеб и вино Мелхиседека. Видя образ помышляй об истине, и дивись силе Божественного Писания, как оно заранее и задолго открыло нам то, чему надлежало быть в последствии".2
Об этом же говорит и священномученик Киприан Карфагенский в 63 сочинении: "Подобным же образом в священнике Мелхиседеке предозображено было таинство жертвоприношения Господня. А что Мелхиседек был прообразом Христа, это видно из псалмов, где Дух Святой говорит от лица Отца к Сыну: "Прежде денницы родих тя, - ты иерей по чину Мелхиседекова". (Пс. 109,3 - 4) "Это - то чин и есть чин, выразившийся в жертвоприношении, и он ведет свое начало от того, что Мелхиседек был священником Бога
1Лопухин А П Толковая Библия Стокгольм, Т.1. 1987 С 98
2Златоуст И свят Беседы на книгу Бытие М , Ч 1 С. 382
Вышнего, что принес хлеб и вино и благословил Авраама. Ибо кто по преимуществу есть священником Бога Вышнего, как не Господь наш Иисус Христос, который принес жертву Богу Отцу и жертву такую же, какую принес Мелхиседек - хлеб и вино, то есть Свое Тело и Кровь".1
Вино, которое выражается в счастье, обещанное Богом Его верным, часто выражается в образе большого количества, как например в утешительных пророчествах: (Ам.9,14: Ос.2,22: Иер.31,12: Ис.25,6: Иоиль2,19: Зах.9,17).
В псалмах вино имеет разное значения и в прямом и в переносном значении.
Пс.4,8: "От плода пшеницы, вша и елея своего умножишася". "Присовокупляет иный довод, дабы люди познали, что Бог есть виновник благ, как земных, так и небесных. Ибо некто иной, как он, умножает на земле жита, и производит плоды, яко - то вино и елей, о чем и блаженный Павел свидетельствуя глаголит: "Хотя и не переставал свидельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и велением сердца наши".(Дн. 14,17). Отсюда человеки изобилуют пшеницею, вином и елеем, и всеми временными благами, ибо под именем трех оных вещей, пшеницы, вина и елея, заключает и прочие блага, естеству человеческому необходимо нужная и полезная, обличая безумия людей, которые, обнося в руках своих Божественные дары и со избытками благими Его наслаждался, но яко ничего не имея, дерзают говорить: кто явит нам благая?".2 Пс.59,5: " Напоил еси нас вином умиления" - "Называет скорби и бедствия, потому что они производят умиление и раскаивание в сердцах тех, которые согрешили пред Богом".3
"Напоил еси нас вином умиления или вином усыпления. Вином умиления называют казни, предвозвещенные в Божественных писаниях за нечестие пред Христом. Ибо читая писание и опытом дознавая предсказанное, умиляются они совестию".4
Пс. 74,9\ "Вино кипит в ней". "Вином же называет пророк наказание, потому что подобно укоренению отъемлет силу, и нарушает стройность в составах".5 "Нечестивые не могут избежать Божия суда, и чашу, подносимую им от Бога, испиют
1 Киприан Карфагенский, свящмуч К Цецилию о таинстве чаши Господней//Отцы и учителя III века М., Т. 3. 1996 С. 370.
Ириней Толкование на псалтырь 4.1.М., 1903, С 22.
3Зигабен Е. Толковая псалтырь. Монреаль, 1986 С 460
4Афанасий Алекс, архиеп Творения 4 4 М , 1854 С. 223 - 224
5Феодорит Кипрский еп Творения 4 3 Изд. 2-ое Сергиев посад, 1906 С 36.
до дна... Чаша вина не растворена не что иное есть, как Божья мздовоздаятельная правда, о которой упоминается во многих местах Священного Писания (Ис.51; Иер.25; Иез.23; Апок.14). Причина этого иносказательного выражения есть та, что вино нерастворенное, то есть цельное и крепкое, так расслабляет всего человека, что он лишается ума, теряет здравый рассудок, дрожит, падает и аки мертвый бесчувствен бывает. Сему подобное нечто постраждут и нечестивые. Кто наказывается от человека, тот часто находит спасение или в милости, или в бегстве, или в сопротивлении. Но кто наказывается от Бога, тот аки упоенный крепким вином вдруг падает, и лишается всякого по избавлению средства. К сему присовокупляется Пророк, что чаша оная, исполненная растворения, то есть, наполнена вином не одного рода, но растворением или смешением различных родов вин, от чего вино не токмо ни теряет своей силы, но еще делается крепчайшим. Это означает, что мстительная Божья правда сопряжена со множеством и различием казней".1
Евфимий Зигабен по поводу этого пишет следующее в своем сочинении: "По словам Феодора и Феодорита, под вином нада разуметь наказания, так как наказания, подобно вину, отнимает у человека силу и расслабляет телесный состав, и приводит человека в замешательство в мыслях и словах его так, что он тогда уподобляется пьяному. Это вино наказания не поддельно как суровое, язвительное, не растворенное сострадательностью. Но хотя сия чаша гнева Божия полна вина неподдельного, однако есть и другая чаша в руке, исполненная раствора, то есть человеколюбия. Как сей раствор или сию смесь вина составляет вода, вливаемая в вино, то раствор и смешение в строгом наказании составляет человеколюбие".2
"В руке Господней чаша, в которую как бы выжимает Господь и добрые и худые плоды каждого человека, и смешивая доброе и лукавое, наполняет сим чашу (эти дела - вино). А потом, у кого дрождие не изливаются, то есть грехи пребывают, те и пиют чашу, то есть те упиваются собственными своими делами. А равно и святые испиют чашу жизни в царствии небесном с Господом Иисусом, по слову Самого Господа: "от ныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду с вами пить новое вино в Царстве Отца Моего" (Мф.26,29).
Пс. 77,65: "яко силен и шумен от вина", "так востал, как сильный человек, охмелевший от вина, то есть с
1Ириней Толкование на псалтырь 4 1 М , 1903 С 521
2 Зигабен Е. Толковая псалтырь Монреаль, 1986 С 592.
возбужденными силами, как у человека, подкрепившегося сном или вином". Здесь говорится о физической силе, которая появляется от вина, когда выпивают его много. Пс. 103.15: "И вино, которое веселит сердце человека", "Этими словами указывается что Бог промышляет не только о нуждах человеческих, подавая сколько потребно для обыкновенного содержания жизни, но по милости Своей гораздо щедрее питает нас увеселяя сердца наша вином и елем: ибо хотя человеческая природа могла бы быть довольна одним питием воды, но Божия щедрота дала еще в прибавок и вино".2
Бог всяческих, говорит пророк, непрестанно подает земле дождь, насыщая всех живущих на ней доставляет потребную пищу, "но ее избранные произведения - хлеб, вино и елей - назначаются в пищу человеку, благородному и излюбленному Богом. Вино - радует душу, вином порадовать человека и сделать его жизнь более приятной".3
Слова божественного Кирила: "Естественное и трезвое и необходимое для жаждущих питие есть вода. А вино - позволено. И весьма хорошо смешивать вино с большим количеством воды. Ибо будучи горячительно и заключая в себе соки, когда тою разводят гнусное излишество, острые и худые соки растворяют своими благовониями. По сему хорошо сказано: в радость для души и веселия сердца".
Вино является также символом силы с выше, оживления (Притч 9,2; Ис.55,1) и чистой трапезы Евангелия (Ис.25,6). Обольщающее и опьяняющее, оно является символом страшного могущества греха, а кипящее и жгучее символом страшных судов Божиих (Ис.51,17).
Вино употреблять позволено не только для потребы, но и для увеселения: но это увеселение надо растворять трезвостью, дабы люди не забывали себя перед Господом Богом Своим, как повелевает Моисей Левитам в главе 23,40. Кто там будет веселится, тот будет готов и к понесению печали, ежели Богу так угодно будет, по оному Павлову правилу: "Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем". (Филип.4,12).
"Вино создано в начале, когда испивается во время в довольном количестве, а горечь для души вино, испиваемое много во время раздражения и несчастия (Сир. 31,33).
1Зигабен Е. Толковая псалтырь. Монреаль, 1986. С. 629
2Ириней. Толкование на псалтырь 4.1 М., 1903. С. 203
3Златоуст И. Творения Т 5 СПб., 1899 С 744
Слова Иоанна Златоуста: "Не сказал: питает тело, хотя и это оно производит: но, показывая грубое действие его, говорит: веселит сердце".
Исидор: "Вино бывает врачевством и некоторым утешением, когда употребляется умеренно, и соразмерно нужде телесной, и будучи принято без нужды получает название блудного, обидчивого и необузданного. Ибо не обуздано вино и обидчиво пьянство (Притч 20,1).Г1о сему, когда ты выйдешь из границ и выпьешь не в меру, оно делается для тебя ядом".
Исихия: "Очевидно говорит о таинственном вине: почему оно не веселит тело а сердце, ибо доставляет прощение грехов, чем особенно веселится сердце людей".1
б) В Новом Завете В Новом Завете это "новое вино", которое является символом мессианских времен. Иисус Христос говорит, что Новый Завет, заключенный в Его лице, есть новое вино, разрывающее ветхие мехи (Мк.2,22).
Новозаветное повествование говорит по разному о вине, соответственно по случаю его употребления. Так евангелист Лука (10,34) говорит о целебном качестве вина: самарянин возлил елей и вино на раны, как советовала тогдашняя медицина, как врачебное средство, смягчающее боль от ран и заживляющее их. Но эти вещества: вино и елей, в данном случаи понимаются не только в обычном смысле, но этому есть и образное истолкование. Так блаженнейший Феофилакт говорит об этом следующее: "Возлил масло и вино: масло есть слово учения, предуготовляющее к добродетели обещанием благ, а вино - слово учения, приводящее к добродетели страхом. Итак, когда слышишь слово Господа: "Придите ко Мне, и Я упокою вас (Мф. 11,28): это масло, ибо показывает милость и успокоение. Но, когда Господь говорит: идите во тьму (Мф.25,4), это - вино, учение строгое. Можем разуметь и иначе. Масло означает жизнь по человечеству, а вино - по Божеству. Чудный пост, хождение по морю и прочие проявления Божеской силы, это - вино. Вину можно уподобить божество в том отношении, что божества в самом себе (без соединения) никто не мог бы стерпеть, если б не было и масла сего, то есть жизни по человечеству".2
1Зигабен Е. Толковая псалтырь Монреаль, 1986. С 813.
2Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на святое Евангелие 4 1 Изд Скит, 1993. С 95
В таинстве елеосвящения вино употребляется на этом же основании. "Обращаясь к греческим писателям, мы находим у них однородное объяснение о причине употребления вина в таинстве св. елея, именно у них указывается на примере самарянина, возлившего на израненного разбойниками вино и елей (Лк. 10,34). В исповедании Митрофана Критопуло читаем: "Полагается на трапезе сосуд, в котором вино и елей, так как эти (вещества) и Самарянин в притче уготовал на попавшего к разбойникам. Ибо сказано: возливая ему елей и вино (те вещества), которые означают благодать Божию, радость и веселие". Такое же объяснение дает и Симеон Фессалоникский: это таинство "напоминает нам исцеление того избитого человека, которого Иисус, родившийся от Девы Марии, взяв от Самарии исцелил вином и елеем - кровию Своею и щедротами. Поэтому некоторые в сосуде прежде елея наливают вина". У современных греческих писателей относительно употребления вина встречаются такие замечания. У Диобуниотиса читаем: "Всегда таинство елеосвящения совершалось через простой елей без иного какого-либо вещества. Обычай, соблюдаемый всего более в Русской церкви, смешения елея с вином позднейшего происхождения, всего вероятнее, (возник) из толкования Луки 10,34"'
"Вино со смирною" (Мк. 15,23), которое давали распятому Христу, имело одуряющее свойство, которое получалось от смешения со смирною "Господь потому не принял такого вина, потому что хотел умереть в состоянии полного сознания. У евангелиста Марка 27,34, как будь то мысль несколько иная: Христос не хотел пить вина, смешанного с горькой желчью, именно в силу дурного вкуса вина (Пс.68,22). Но тот и другой мотив не приятия Христом поднесенного Ему вина могли в настоящем случаи совмещаться"2
"Смирна есть самая горькая жидкость, значит это давали Господу в поругание над Ним. Другой евангелист говорит, что подали уксус с желчью (Мф.27,34), а третий, что Ему было поднесено еще что-то. Но в этом нет противоречия: при тогдашнем бесчинстве одни приносили то, другие другое: один уксус с желчью, другой вино со смирною. А могло быть и то, что вино было окислое, а смирна прогорклая, и следовательно евангелисты согласны между собою, когда один из них говорит о вине со смирною, а другой - об уксусе с желчью. Ибо вино
1Венедикт (Алентов), иером. Историко - литургическое и археологическое исследование таинства Елеосвящения. Сергиев Посад, 1917 С. 54 - 55.
2Лопухин А.П Толковая Библия. 2-ое изд Стокгольм, Т.9.1987 С 90.
могло быть названо уксусом, а смирна - желчью, первое - по своей кислоте, а второе - по горечи".1
И нет особенной важности почему в том, что евангелист называет его так, другой - несколько иначе, имея в виду означить известный напиток, дававшийся осужденным пред совершением над ними казни. В этом случае вино имеет гнусное надсмеяние, которое вызывает горесть и печаль. Но есть совсем противоположное место, которое выражает радость и веселье, - это описание брака в Кане Галилейской, на котором присутствовал Христос. (Ин.2,1-11). "В сознании евангелиста чудо в Кане Галилейской, есть знамение, иначе говоря не только допускает но и требует толкования, которое искало бы в нем некий глубочайший смысл. Как таковое - оно есть явление Славы Христовой и то основание, на котором покоится вера во Христа Его учеников.
В контексте Евангелия основное чудо ясно. Вода, налитая по слову Христову в сосуды, стоявшие для очищений иудейских, оказалось вином высшего качества(Ин.2,9-10). Мысль о том, что вода уступила место вину, требует сопоставления с умалением крещения Иоаннова, как крещения водою в свидетельстве Предтечи. Мы улавливаем в нем туже полемику против воды, вода в этом случаи есть образ Ветхого Завета, а вино, которое оказалось вместо воды в сосудах для очищений иудейских, есть образ нового домостроительства, утверждаемого Иисусом Христом на месте ветхого".2
"Чудо совершено Господом, как видим, даже без прикосновения, на расстоянии, что особенно ярко свидельствует о проявлении всемогущей Божественной силы Его. "Дабы показать,- говорит св. Иоанн Златоуст,- что Он Сам Тот, Кто прелагает воду в винограде и обращает в вино дождь чрез корень винограда, - что врастении совершается через долгое время - в одно мгновение Он делает то на браке"...
Из слов Его: "когда напьются" нельзя, однако, сделать вывод, что на этом браке все были пьяны; говорится об общем обычае, а не в применении к данному случаю. Известно, что евреи отличались умеренностью в употреблении вина, которое в Палестине было обычным напитком и разбавлялось водой; напиваться допьяна считалось непристойным. Конечно Господь Иисус Христос не принял бы участия в таком пиршестве, где
' Феофилакт. Блаж Толкование на Евангелие. Т 1 4 2 Изд Скит, 1993. С 375
2 Безобравов Кассиан. еп. Водою и кровью и духом Толкование на евангелие от Иоанна Париж, 1996. С. 60.
могли быть пьяные. Цель чуда - явить радость бедным людям, справлявшим семейное торжество".1
"Произведенное из воды, было действительно вино и при том самое лучшее. Об этом могли засвидетельствовать не только слуги, но и архитриклин и жених; а что оно произведено было Христом, это могли подтвердить слуги, черпавшие воду".2
Архитриклин - это был распорядитель пира - собственно значит: "начальник одров или ложей. Во время пиршеств и вечерей древние возлежали (Мф.23,6), для чего иногда утроялись низкие ложи. Ему надлежало отведать и разливать вино в чаши; следовательно, ему первому приказал поднести вино Господь, и в этом незначительном обстоятельстве внимательный к обычаям общества и воздающий всякому должное. И понесли уже теперь не воду, а вино. Подобно другим актам творения - или точнее претворения - здесь это превращение воды в вино сокрыто от нашего взора. В сосуды была влита вода; из ню почерпается вино, но мы напрасно усиливались бы постигнуть действительный процесс претворения, это могущество и воля, действием которых все посредствующие стадии медленных процессов быстро совершились и мгновенно цель была достигнута".3
Священное писание предупреждает от излишнего и не контролированного употребления вина.
"И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство" (Еф.5,18). "Для того, чтобы ясно понимать требование воли Божией нужно устранить все, что мешает человеку сосредоточится в себе самом. Тут, прежде всего, такою помехою является страсть к вину. Вместо того, чтобы как язычники, упиваться вином, в котором свое начало распутство, или всякая не сдержанность ('астата). Апостол хотя и не запрещает употребление вина вообще, он говорит только, чтобы христиане не упивались, но тем не менее, дает понять, что вино ведет ко всякого рода излишествам и что, следовательно оно для многих очень опасно, в особенности же - прибавим - потому, что редко кто может определить для себя меру употребления вина, при котором бы вино не произвело для него печальных последствий".4
' Аверкий еп. Четвероевангелие, апостол. М., 2000. С. 85.
2Златоуст И свят Толкование на евангелие от Иоанна Богослова М, 1993 С 146
3Там же. С. 479.
4Лопухин А.П Толковая Библия 2-ое изд. Стокгольм, Т. 11 1987 С 265
"На горькой земле натурально искать увеселения человеку, не могущему забыть, что он создан для жизни райской. И ищет, и находит всякий по-своему. У всякого народа и у всякого человека есть свои грехи. Наиболее развеселяющая стихия есть вино. Но как чувственное, оно и веселие подает чувственное".1
"Св. Златоуст разрешает употребление вина для веселия, но не всем, а только сущим в печали и болезни. "Хочешь ли, говорить, зн^ть, что вино хорошо? Послушай слов писания: "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою" (Притч 31,6). И справедливо: ибо оно имеет силу смягчать огорчение и тоску, и удалять печаль. Вино веселит сердце человека (Пс. 103,15). Другое разумное употребление вина есть- питие его для здоровья. Это и есть, по Златоусту, первоначальное его назначение... Вино, - говорит он, - дано нам не для чего ни будь другого, как для здоровья тела. Послушай сего блаженного ап. Павла, который пишет и говорит Тимофею: "употребляй немного вина" (1Тим.5,23). Для того Бог и сотворил тела наши умеренными, требующими немного для своего насыщения, чтобы отсюда уже научить нас, что мы созданы для другой жизни. Такую жизнь он хотел даровать нам с начала, но так как мы стали недостойными ее, то Он отстрочил ее, и во время отсрочки не позволяет нам наслаждаться без меры. Небольшого стакана вина и одного хлеба достаточно для насыщения чрева человеческого. Владыку всех бессловесных Бог создал нуждающимися гораздо менее сравнительно с ними, дал небольшое тело, указывая тем, чтобы мы стремились к другой жизни. Не упивайтесь, говорит апостол, вином, в нем же есть блуд: оно не спасает, а губит не только тело, но и душу".2
"Упоение вином не радость доставляет, а оно источник бесчинства, распущенности, разврата, питие же духовное, исполнение Духом, выражается в чистых святых формах. Именно исполнение духом, которое люди душевные, плотские готовы принять за исполнение вином (Дн.2,13), обнаруживается в том, что верующие назидают друг друга во псалмах и песнях духовных".3
Апостол Павел дает назидание диаконам относительно вина: "диаконы должны быть не пристрастны к вину" (1Тим.З,8). А Тимофею даже рекомендует употреблять немного вина для
'Феофан еп Толкование послания св ап. Павла к Ефесянам М., 1882. С. 362
2Там же С. 363.
3Богдашевский Д Послание св ап Павла к Ефесянам Исагогико-экзегетическое исследование К., 1904. С. 620.
укрепления желудка, потому что он слишком суров к самому себе
Употребление вина не только повод к благодарению (Кол 3,17), но и напоминание о жертве, являющейся источником спасения и вечной радости (1 Кор 11,25).